Записи блога

Что на самом деле хотят клиенты от дизайнера

Данный материал сосредоточен в основном на проблемах дизайнера, но ключевая мысль статьи подойдет любому специалисту.

Приветствую!


По-хорошему – это самый первый вопрос, который ты должен задать себе, когда вышел на стадию переговоров с потенциальным заказчиком. 


И самое поразительное, что в 90% случаях ты не сможешь получить внятного и прямого ответа на вопрос «что от тебя требуется на самом деле».


Только использовав все свое мастерство переговорщика, пару раундов танцов с бубном и гадания на картах таро (а так же пару десятков наводящих вопросов… что важнее чем карты таро) ты получишь боле-менее точные к тому что надо сделать.


«Клиенты» или «заказчики» в моем понимании делятся на две категории – предприниматели и физ. лица. И разница между ними не столько юридическая, сколько психологическая, выраженная в количестве опыта решения проблем, которые возникали у заказчика.


К «физ. лицам» относятся те люди, которые хотят «быстро», «здесь и сейчас», или вообще «вчера вы должны были уже сделать», т.е. те люди которые подходят к твоей работе как к чему-то, что можно сделать по-быстрому, потому что «А чем там делать-то? Пара движений мышкой и все готово!».


К «предпринимателям» можно отнести серьезных ребят с некоторыми «бизнес атрибутами» - есть штат сотрудников, они серьезно обговаривают сроки, условия работы и нанимают вас не потому, что сами могут, но не хотят, а потому что им надо чтобы работу сделал квалифицированный специалист.


Хм.. Только сейчас в голову пришло понимание, что физ. лица вас нанимают, потому что сами не могут, а предприниматели, потому что хотят, чтобы работа была выполнена качественно… вот такое фундаментальное отличие… но, опять же, это сугубо мое мнение.


Итак. Как понять, что на самом деле хотят от тебя клиенты из этих двух категорий?


Мое мнение такое – «физ. лицам» важна в первую очередь эффектность, будь то красочный и сочный дизайн, скорость выполнения и «уникальный-стандарт», т.е. чтобы было не как у всех, но в рамках индустрии. Тут самое главное, чтобы ему нравился макет, чтобы он отвечал его вкусам, а не нес в себе глубокую проработку и весь ваш заложенный потенциал.


Предпринимателям же важны немного иные аспекты – в первую очередь эффективность, эффектность тоже хорошо, но в первую очередь надо чтобы дизайн «работал», и чтобы ты как нанятый на эту задачу человек – выдерживал обязательства (сроки, качество, поддержка), порой важнее зарекомендовать себя как ответственный спец, нежели как крутой дизайнер.


Окей, уже сейчас у тебя есть первый инструмент, который поможет понять, что от тебя требуется – определи под какие критерии подходит клиент – физик или предприниматель?


Если вы ввязались в работу с физиком, то тут все просто – ублажайте его до тех пор, пока работа не будет выполнена. Да, тут будет 100500 правок, да, изменение дизайна на ходу, и, да, возможно даже бессонные ночи, но (!) это нормально. Каждый из нас проходил, проходит и будет проходить через таких клиентов для того, чтобы набить шишки (ака набраться опыта), понять, что вы себя не на помойке нашли, ну и конечно же наработать портфолио.


Но если вы явно чувствуете, что ваш клиент из категории предпринимателей, то первое что вы должны у него спросить – кто ваша целевая аудитория и ни шагу не делать пока не получите четкий ответ на этот вопрос, а не просто «все». Тому, кто может четко определить, кто его ЦА, можно четко объяснить, где он прав и где нет при внесении правок в дизайн.


Когда у вас будет портрет ЦА заказчика, вы, во-первых, сможете лучше понять какой стиль дизайна подойдет клиенту, во-вторых, сможете аргументировать свою позицию, если клиенту что-то не совсем понравится, но вы будете считать, что так «правильней» и, в-третьих, сможете сделать более грамотный ресерч ниши и ЦА.


И главное помни – «клиенты» тоже люди, будь у них доход ниже твоего или в десять раз выше, у них у всех есть свои головняки и свое виденье твоей работы. Постарайся поставить себя на место клиента, подумай о том, что у тебя есть «задача» и что ты хотел, чтобы она была выполнена максимально качественно. Чтобы ты тогда сделал?

И главное помни – «клиенты» тоже люди, будь у них доход ниже твоего или в десять раз выше, у них у всех есть свои головняки и свое виденье твоей работы. Постарайся поставить себя на место клиента, подумай о том, что у тебя есть «задача» и что ты хотел, чтобы она была выполнена максимально качественно. Чтобы ты тогда сделал?